"Пой мне еще, что я могу изменить, направляемый собственной тенью..."
Сидели на паре мы в пятницу. Обсуждали такую невинную вещь, как историю языка. Совершенно невинную, да. И дошли до японского... Ну как дошли. Возник вопрос - воот, иероглифы. Индивидуальность. Изысканность. Утонченность ума. Или... или нет?
Сложно сравнивать вообще две культуры, разные, как полюса - Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись, вспоминая Киплинга. который был уж точно знатоком восточной культуры. Но тем не менее - все мы люди. И... Сидели на паре мы в пятницу. Обсуждали такую невинную вещь, как историю языка. Совершенно невинную, да. И дошли до японского... Ну как дошли. Возник вопрос - воот, иероглифы. Индивидуальность. Изысканность. Утонченность ума. Или... или нет?
Сложно сравнивать вообще две культуры, разные, как полюса - Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись, вспоминая Киплинга. который был уж точно знатоком восточной культуры. Но тем не менее - все мы люди. И...
Я не отношусь к историкам, которые стыдятся замечать то, что все мы выросли разными. Это естественно, к чему стыдиться? Туземцы джунглей Амазонки не способны к великим свершениям - они не доросли культурно до полетов в космос и создания автомобилей. А европейцы доросли до изобретения двигателей. Всем был дан равный старт, но все по-разному распорядились своими возможностями. Язык - сложная штука. И он отражает все эти извилины разности людей.
Алфавиты и иероглифы. Упорядоченность и образность. Что есть алфавит вообще? Система символов, которую мозг адаптирует для передачи мыслей и трансляции внутреннего содержания. Это именно символы - ничего не несущие в начертании, определенным образом соотнесенные с фонетической традицией, символы, с помощью которых мы кодируем информацию - да-да, словно ЭВМ, здесь и сейчас, глобальная кодировка информации.
С иероглифами дело иначе. Подавшись в века, можно увидеть любопытнейшую тенденцию. Иероглифы выходят из образа, из картинки, они роднятся с ней, они связаны неразрывно. Это не абстрактный символ, кодирующий фонетический значок - это картинка. изображающая смысл. Собственно, это и создало еще одни путы, прочно держащие в своих объятиях китайскую и японскую культуры. Цепи сознания, связанного с картинкой, во многие разы меньше европейского способного на абстрактное мышление. Недаром для Востока характерно представление бытия в виде круговорота. Все повторяется, все идет по заданному, обозримому пути. А для Запада - в виде линии. С веками, эту линейность пропишут философы, ей придаст окончательную завершенность блаженный Августин, в то время как китайцы будут уничтожать свое гениальное изобретение эпохи Великой Чумы - гигантские корабли, которые могли сделать их богами моря, ведь никто и ничто не мог противопоставить их мощи. Мощь, пугавшая тем, что была новой, не укладывающейся в рамки круговорота бытия. Мощь, сожженная самой же империей.
И все эти круговороты и линии выдают двух разных людей. Не цветом кожи и не разрезом глаз. Один - индивидуалист, от пеленок и до своей смерти. Он строит свою семью, он движется своими целями, он стремится к новому-необычному - даже среди религиозных фанатиков есть стремление к спасению. К личному спасению, к чему-то своему, собственному, индивидуальному. Другой человек - замкнутый индивидуальностью на общество. Вот он, социум, вот его законы - родить детей, посадить дерево, отработать до старости, умереть на руках внуков. Нет? Ты недееспособен, ты морально увечен в глазах окружающих, в тебе что-то не то. Совсем не то. Ты не достигнешь самых высоких постов, ты можешь не надеяться на высоты карьеры здесь, в своей стране - ты не смеешь быть чужим обществу. Та чуждость миру, воспетая еще антиками и ранним христианством, ставшая мечтой романтиков от Средневековья до хиппи, в Азии - нелепость и опасный бред. Там общество извергает чуждого, не глядя на его возможности и перспективы.
Итого - бунт движет любыми исследователями, любыми творческими личностями. Это природа творчества - бунт против порядка вещей. Но если на Западе это бунт индивидуальности, бунт против устоев, против малейших попыток ущемления своего пути - то в Азии это бунт против личностных факторов ущемления в детстве, это бунт не против общества как грунта - скорее бунт внутри и для общества, движение во имя выделения себя, при полном соотнесении себя с "почвой", с социумом, которому человек принадлежит. Отсюда и хороший вопрос о гениальности восточных людей, хорошо умеющих обрабатывать информацию и чужие открытия, улавливать толчки, вплетать их в движение общества и выдавать коллективный продукт - но мало способных создать что-то кардинально свое, кардинально иное, выходящее за рамки своей культуры. Большая проблема, кстати, для культурологов, так же, как и вся наука, поглощенных идеей толерантности и "бременем вины европейца".
Два мира - Восток и Запад. Первый - прославляет жизнь по матрице. Исполни свое предназначение, пройди свою судьбу, выполни то, что есть твой долг. Для второго долг - открывать горизонты, двигаться вверх, искать. Поиск - поиск вечности, поиск смысла, движение вперед, вверх, к небу - это вообще то, что принесло христианство Западу, что сделало его передовым, что сделало Европу тем, чем она стала, когда после Великих открытий взяла в свои руки судьбы мира, и закрутила колесо... И корни вечного нагибания китайцев - как народа - то теми, то этими, тоже, безусловно, в том самом круговороте. В котором нужно выполнить то, чем рожден. Стремление вырваться за рамки, бунт - одобряется лишь тогда, когда ты все равно остаешься правильным, работящим, семейным, сохраняющим основные устои сознаниям.
Отсюда не зря Хантингтон обвиняет Запад в том, что он излишне уверен в вестернизации Востока. Нет ее. И не будет. Ведь вестерн - это не кино, это не Макдональдс, это не гитарная музыка и толпы, плящущие в своеобразной по-местному фанке. Это та самая линия сознания, устремленная вверх, объединение, понятие чести, веры, любви и семьи - совершенно особенное, совершенно чуждое азиатским тиграм... Восток - дело тонкое, дело странное...
Но я и сама пленена Востоком, ведь людей пленяет странное и чуждое, непонятное, и, может быть, оттого гениальное, и поэтому вслушиваюсь в божественную музыку и оттенки странных языков, всматриваюсь в необычные наряды, и надеюсь, что тайны чужих миров откроются когда-нибудь сознанию - бесполезная пленительная надежда, если надежда может не иметь смысла вообще...

Сложно сравнивать вообще две культуры, разные, как полюса - Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись, вспоминая Киплинга. который был уж точно знатоком восточной культуры. Но тем не менее - все мы люди. И... Сидели на паре мы в пятницу. Обсуждали такую невинную вещь, как историю языка. Совершенно невинную, да. И дошли до японского... Ну как дошли. Возник вопрос - воот, иероглифы. Индивидуальность. Изысканность. Утонченность ума. Или... или нет?
Сложно сравнивать вообще две культуры, разные, как полюса - Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись, вспоминая Киплинга. который был уж точно знатоком восточной культуры. Но тем не менее - все мы люди. И...
Я не отношусь к историкам, которые стыдятся замечать то, что все мы выросли разными. Это естественно, к чему стыдиться? Туземцы джунглей Амазонки не способны к великим свершениям - они не доросли культурно до полетов в космос и создания автомобилей. А европейцы доросли до изобретения двигателей. Всем был дан равный старт, но все по-разному распорядились своими возможностями. Язык - сложная штука. И он отражает все эти извилины разности людей.
Алфавиты и иероглифы. Упорядоченность и образность. Что есть алфавит вообще? Система символов, которую мозг адаптирует для передачи мыслей и трансляции внутреннего содержания. Это именно символы - ничего не несущие в начертании, определенным образом соотнесенные с фонетической традицией, символы, с помощью которых мы кодируем информацию - да-да, словно ЭВМ, здесь и сейчас, глобальная кодировка информации.
С иероглифами дело иначе. Подавшись в века, можно увидеть любопытнейшую тенденцию. Иероглифы выходят из образа, из картинки, они роднятся с ней, они связаны неразрывно. Это не абстрактный символ, кодирующий фонетический значок - это картинка. изображающая смысл. Собственно, это и создало еще одни путы, прочно держащие в своих объятиях китайскую и японскую культуры. Цепи сознания, связанного с картинкой, во многие разы меньше европейского способного на абстрактное мышление. Недаром для Востока характерно представление бытия в виде круговорота. Все повторяется, все идет по заданному, обозримому пути. А для Запада - в виде линии. С веками, эту линейность пропишут философы, ей придаст окончательную завершенность блаженный Августин, в то время как китайцы будут уничтожать свое гениальное изобретение эпохи Великой Чумы - гигантские корабли, которые могли сделать их богами моря, ведь никто и ничто не мог противопоставить их мощи. Мощь, пугавшая тем, что была новой, не укладывающейся в рамки круговорота бытия. Мощь, сожженная самой же империей.
И все эти круговороты и линии выдают двух разных людей. Не цветом кожи и не разрезом глаз. Один - индивидуалист, от пеленок и до своей смерти. Он строит свою семью, он движется своими целями, он стремится к новому-необычному - даже среди религиозных фанатиков есть стремление к спасению. К личному спасению, к чему-то своему, собственному, индивидуальному. Другой человек - замкнутый индивидуальностью на общество. Вот он, социум, вот его законы - родить детей, посадить дерево, отработать до старости, умереть на руках внуков. Нет? Ты недееспособен, ты морально увечен в глазах окружающих, в тебе что-то не то. Совсем не то. Ты не достигнешь самых высоких постов, ты можешь не надеяться на высоты карьеры здесь, в своей стране - ты не смеешь быть чужим обществу. Та чуждость миру, воспетая еще антиками и ранним христианством, ставшая мечтой романтиков от Средневековья до хиппи, в Азии - нелепость и опасный бред. Там общество извергает чуждого, не глядя на его возможности и перспективы.
Итого - бунт движет любыми исследователями, любыми творческими личностями. Это природа творчества - бунт против порядка вещей. Но если на Западе это бунт индивидуальности, бунт против устоев, против малейших попыток ущемления своего пути - то в Азии это бунт против личностных факторов ущемления в детстве, это бунт не против общества как грунта - скорее бунт внутри и для общества, движение во имя выделения себя, при полном соотнесении себя с "почвой", с социумом, которому человек принадлежит. Отсюда и хороший вопрос о гениальности восточных людей, хорошо умеющих обрабатывать информацию и чужие открытия, улавливать толчки, вплетать их в движение общества и выдавать коллективный продукт - но мало способных создать что-то кардинально свое, кардинально иное, выходящее за рамки своей культуры. Большая проблема, кстати, для культурологов, так же, как и вся наука, поглощенных идеей толерантности и "бременем вины европейца".
Два мира - Восток и Запад. Первый - прославляет жизнь по матрице. Исполни свое предназначение, пройди свою судьбу, выполни то, что есть твой долг. Для второго долг - открывать горизонты, двигаться вверх, искать. Поиск - поиск вечности, поиск смысла, движение вперед, вверх, к небу - это вообще то, что принесло христианство Западу, что сделало его передовым, что сделало Европу тем, чем она стала, когда после Великих открытий взяла в свои руки судьбы мира, и закрутила колесо... И корни вечного нагибания китайцев - как народа - то теми, то этими, тоже, безусловно, в том самом круговороте. В котором нужно выполнить то, чем рожден. Стремление вырваться за рамки, бунт - одобряется лишь тогда, когда ты все равно остаешься правильным, работящим, семейным, сохраняющим основные устои сознаниям.
Отсюда не зря Хантингтон обвиняет Запад в том, что он излишне уверен в вестернизации Востока. Нет ее. И не будет. Ведь вестерн - это не кино, это не Макдональдс, это не гитарная музыка и толпы, плящущие в своеобразной по-местному фанке. Это та самая линия сознания, устремленная вверх, объединение, понятие чести, веры, любви и семьи - совершенно особенное, совершенно чуждое азиатским тиграм... Восток - дело тонкое, дело странное...
Но я и сама пленена Востоком, ведь людей пленяет странное и чуждое, непонятное, и, может быть, оттого гениальное, и поэтому вслушиваюсь в божественную музыку и оттенки странных языков, всматриваюсь в необычные наряды, и надеюсь, что тайны чужих миров откроются когда-нибудь сознанию - бесполезная пленительная надежда, если надежда может не иметь смысла вообще...

@темы: история, мысли вслух, Восток и Запад, рассуждения в полосочку
На "востоке" больше носителей гена "приключений". Больше всего носителей,естественно,в Южной Америке..
но у азиатов его явно больше,чем у европейцев...
Это так,слегка отвлечённое от твоих конкретных рассуждений..